«Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала»- /Блез Паскаль «Мысли»/.
«Наше душевное спокойствие или смятение зависят не столько от важнейших событий нашей жизни, сколько от удачного или неприятного для нас сочетания житейских мелочей»- /Франсуа де Ларошфуко/. «Как вы не научитесь понимать, что в основе серьезнейших выводов порой лежат сущие мелочи!» - /А.Конан-Дойл/.
Как относиться к мелочам жизни? Одни говорят, что к ним нужно относиться серьёзно, не оставлять без внимания, иначе из маленьких мелочей вырастут большие проблемы. Другие утверждают, что на них вообще не следует обращать внимания. Что думают по этому поводу мудрецы? «Жизнь – цепь, а мелочи в ней – звенья. Нельзя звену в цепи не придавать значенья» - это слова Шота Руставели. «Понял, что эти, как мне казалось, - говорит Э.Пуаро, - мелочи позволили моему другу приподнять завесу тайны, которой окружено жизнь. И как блестяще распутывать этот загадочный клубок» - /А. Кристи/. Народная мудрость гласит: «Тысячи комариных укусов страшнее укуса одной собаки».
Что такое мелочи в нашей жизни? Есть два взгляда на то, что мы обычно называем мелочами. Один взгляд на них – как на нечто незначительное, не стоящее внимания, вполне допустимое и безгрешное. Другой – прямо противоположный. Духовно чуткие, опытные люди говорят, что мелочей в духовной жизни – просто нет. Ничто не «мелочь», всё важно. Ничто не проходит для нас бесследно. Одно слово может ранить ближнего едва ли не смертельно и лишить нас милости Божией, один гордый помысел, или мысль осуждения, может надолго отдалить нас от Бога, от всякой истинной радости и утешения, небольшая неправильность в молитве может привести к прелести и лишить благодати... Этот перечень можно продолжать очень долго. «Подобные мелочи порой имеют большое значение. Но всё же можно сделать какие-то умозаключения и попытаться нащупать какие-то нити. Так или иначе, такая попытка не причинит никому вреда, а пользу может быть» -/А.Кристи/.
Например, протоиерей Валериан Кречетов пишет, что нужно «Не пренебрегать мелочами. Тяжкий грех не совершается сразу, к нему ведет путь, подготовка. Сначала, какая то мыслишка, потом компания, потом выпивка, блуд и так далее, еще какое-то падение. Сначала человеку интересно, что там такое, потом начинает тянуться, потом хочет приобрести, потом начинает искать способ как приобрести, нечестность какая-то возникает при подходящей возможности. В духовной жизни, говорят - нет мелочей». Но многим, пока ещё не искушённым в духовной жизни, трудно понять такую точку зрения. Тема эта глубокая и непростая.
В жизни нет мелочей, и китайцы поняли это давно. Высший шик - построить свою жизнь как произведение искусства, по крупицам собирая и бережно укладывая одна к одной как раз эти мелочи по заранее задуманному плану. Найти время посидеть с друзьями за чашкой чая на берегу пруда, отыскать красивые слова для любимой, вовремя убить врага…. Собрать всё необходимое и безжалостно отбросить всё лишнее - может, так и надо жить?
Мыслящий человек масштабно, не рискует ли упустить важные мелочи?.. Составляя карту жизни, мы задаёмся масштабом, а нюансы рассматриваем уже непосредственно на местности. Так и мыслящий человек масштабно, охватывает «картину» целиком, мелочи будут…
«Хотя высоты не были отменены у Израиля, но сердце Асы было вполне предано Господу во все дни его»- /2-я Пар. 15.17/. Аса был не до конца послушен в делах своих. В главном он поступал верно, но не во всем: «понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа…. Безрассудно ты поступил теперь» - /2Пар.16.7.9/. Будьте осторожны больше всего именно там, где вам кажется: «Это мелочи. Какая разница, как я тут поступлю?» То, что для вас в этом нет никакой разницы, еще не все. Для Бога как раз именно эта мелочь может значить очень и очень много. И вообще, для чада Божьего мелочей не бывает. Почему же некоторые из нас никак не могут усвоить урок, который нам так хочет преподать Бог, терпеливо нам его разъясняя.
Вы говорите: «Я знаю, что живу так, как хочет Бог». А «высоты»- то, как были, так и остались: в чем-то вы не до конца послушны. Вы доказываете с пеной у рта, что сердце ваше вас ни в чем не обличает? Но в то же самое время все-таки в глубине вашей души остались сомнения, так ли все вы правильно делаете, и сомнения эти вам посылает Бог. А если в каком-то деле есть сомнения, это дело нужно оставлять. Мелочей в жизни просто не бывает. Есть ли что-то, связанное с телом или с разумом вашим, чему вы вообще не придаете, никакого внимания? В главном вы держитесь правильно, но во многом ведете себя неряшливо, и корень проблемы в недостатке внимания. Успокаивать себя тем, что от духовной сосредоточенности нужно время от времени отдыхать, - это то же самое, что посоветовать, сердцу перестать биться и немного отдохнуть. Нельзя устроить себе выходной от нравственности и оставаться нравственным человеком. Нельзя устроить себе духовный выходной и оставаться духовным человеком. Бог хочет, чтобы вы безраздельно принадлежали Ему, а это значит, что вам придется держать ухо востро. И на это нужно время»- /перевод Юрия Смирнова.
А некоторые из христиан постоянно ожидают моментальных духовных взлетов, как харизматики: «Дух Святой иных языков войди, прибудь во мне». Только пришли в церковь и сразу в десятый духовный класс. А где мелочи первого духовного класса?». Когда спросили проповедника У.Бранхама, почему ты их не учишь? Он ответил: «Как их можно учить «алгебре», когда они «азбуку не знают и не хотят знать. Эта мелочь. Без мелочи и рубль не узнаешь».
«Манеры не мелочи, - говорит Теннисон, - они плод благородной души и честного ума». Читаем в Деянии, на первый взгляд мелочь, когда пришёл Симон, ему сказали: «Ты хорошо сделал, что пришёл» - /10.33/. Мелочь, а приятно. Мелочь пропустишь - успех упустишь! А если приятно - то это уже не мелочь... Приятные мелочи, по которым можно судить, что вы друг другу небезразличны. Забота друг о друге. Много в машине разных частей, а ты лишь один из винтиков в ней. Долг и обязанность каждого воина-христианина, чтоб эта машина работала бесперебойно: зубчик к зубчику, шестерня к шестерне. Взаимодействие - главное на войне! «Кто - в лес, кто - по дрова» воевать негоже. «Я помогаю тебе, ты мне!» - самый первый закон на войне. Это к христианству относится тоже. «Для великого ума, - говорит Ш.Холмс, - мелочей не существует» - /А.Конан-Дойл/.
А что в наше время обращают в церквях на такую мелочь внимание? Пришёл, человек – сел в собрании, и что на него внимание обратили; кто он, откуда он. Сел, встал и ушёл, и забыли про тебя. Равнодушие в мелочи.
Еще хочется сказать о том, что в духовной жизни не бывает мелочей, а духовная жизнь задает тон в жизни человека. Если кто-то считает, что в духовной жизни можно что-то сделать начерно, – потом при случае доделаю, переделаю, то, натыкаясь на ноль результата, он разводит руками и думает: «Почему же так?». А мелочами для него являются очень серьезные вещи – это грубость, неуживчивость, это нетерпение сегодняшних людей, неуступчивость, нечистоплотность, нежелание и неумение устроить уют. К сожалению, есть люди, которые так потребительски к жизни относятся, что не умеют устроить уют сами. Ну, если кто-то устроит, мне будет здорово, приятно было бы, а сами не желают. А то еще в своей жизни становятся как бы незрячими: не то, чтобы они молитвенны и все земное им не важно, – как одеты, опрятно или нет, как в квартире, все ли на своих местах?» - /А.Гомонов/.
«Один торговец получил на ярмарке хорошую выручку. Все товары были распроданы, денежный мешок был до отказа набит золотом и серебром. Он быстро собрался в путь, чтобы до ночи поспеть домой. Купец оседлал коня, привязал к седлу мешок с деньгами и ускакал прочь. В полдень он остановился пообедать в гостинице одного города. Когда купец хотел отправиться, дальше слуга подвёл ему коня и сказал: «Господин, на левой задней подкове нет гвоздя». «Ничего страшного, - ответил купец, - эти шесть часов, что мне осталось, подкова ещё выдержит. Я тороплюсь».
Когда он опять сделал остановку, чтобы дать коню сена и отдохнуть, в помещении, в котором он находился, зашёл слуга и сказал: «Господин, на левой задней ноге нет подковы, может мне отвести его к кузнецу?». «Оставь, пусть будет так, отвечал купец, - осталось несколько часов, думаю, лошадь выдержит. Я тороплюсь».
Он ускакал, но вскоре лошадь начала хромать. Потом стала спотыкаться, а через некоторое время упала и, так как купец не переставал подгонять её, сломала ногу. Пришлось купцу оставить коня, отвязать мешок, взвалить его себе на плечи и пешком отправиться дальше в путь. Домой он пришёл поздно ночью. «Во всём несчастье, - говорил он, - виноват этот гвоздь». Так ли это, что во всём был гвоздь виноват? Нет, конечно! Как гвоздь может быть виновником несчастья? Во всём был виноват купец, ведь он вовремя не привёл в порядок то, что было сломано».
«Жил когда-то на свете один жадный мельник. Его маленькая водяная мельница стояла на берегу небольшой речушки. На опушке леса мельник перегородил речку большой плотиной. За плотиной собиралось много-много воды, так что получалось целое озеро. По специальной трубе вода стекала, с большой высоты, на мельничное колесо и тем приводило его в движение Ежедневно он перемеливал на своей мельнице множество мешков зерна.
«Потому что если есть некая трещина или слабина, которую ты не замечаешь. То в определённый час момент, когда наступит час испытания, она может испортить общее впечатление» - /А. Кристи/. Однажды мельник заметил небольшую трещину в стене плотины. Ему посоветовали сразу же отремонтировать её, чтобы не случилось какого несчастья. «Мелочи рождают глобальные события». Замечайте мелочи, потому что, может быть, кто-то пытается достучаться до вас.
Но жадный мельник сказал, «что о такой мелочи даже говорить не стоит и что несколько капель, которые просачиваются сквозь трещину, не смогут повредить плотине». На самом же деле ему просто не хотелось тратить время и деньги на ремонт. Вечером трещина стала шире. Рабочие в мельнице обратили на это внимание мельника и попросили его заделать трещину. Но жадность мельника затмила его здравый рассудок. «Сегодня уже поздно, - сказал он, - подождём до-завтра». В полночь мельник проснулся от сильного шума. Он вскочил с кровати, сбежал по лестнице вниз и увидел, что плотину прорвало, и вода из запруда растекается по его полям. «Маленькая течь топит большой корабль». «Вы видели, как ручей обращается в мощный поток, если он принимает в себя все водопады и все струи потоков, претворяя в свою волну. Также для человека нет знания мелочного, он впитывает в себя мелочь мудрости и находит полезность всему» - /Н.Рерих/. Когда солнце взошло, и настал, день, мельник увидел, что почти все его поля залиты водой. Маленькие причины, а какие большие последствия. Так бывает и с нами, если мы вовремя не приводим в порядок то, что надо исправить, а откладывать на другое время ту мелочь, которая может оказаться нужной. Запомни: что сегодня можно сделать, не нужно откладывать на завтра, потому что не знаем, что нас ожидает».
«Мы привыкли думать, что все мелкие дела остаются где-то за гранью памяти. Они приходят и уходят, ничего не изменив ни в нашей жизни, ни в жизни людей, которые нас окружают. Поэтому зачастую в них никто не хочет видеть какого-то смысла. Каждый слишком дорожит и силами, и временем, чтобы обременять себя мелочной заботой о ближних. Об этом даже как-то и не думается – то ли время слишком быстро летит, то ли действительно… пустое это всё» - /Р.Савчук/. «Если гвоздь забивается в дерево, то надлежит его крепко забить. Если хотим, чтобы он держал, его надо непременно погрузить в дерево. Это моё стремление, чтобы слово Божие глубоко вошло в сердца. Но ты должен вбивать гвоздь по самую шляпку, если собираешься сделать добротно, пока не увидишь это. Понимаешь» - /У.М.Бранхам/. «Трудно вместить большое, но ещё труднее вместить малое при расширенном сознании. Трудно приложить малую действительность к объёму великого понимания. Как вложить великий меч в малые ножны. В малых ячейках легко приспособить внимание, но сотрудничество человечества обязывает приучиться к неожиданным проявлениям. Не преувеличиваю – каждая минута неблагополучна, но и привыкнуть к этому постоянному неблагополучию нельзя, иначе потеряется сторожевая чуткость. Именно, как орёл на вершине, не потеряете зоркость. Зоркость растёт лишь опасностями» - /Н.Рерих/.
Еврейская притча «Мелочь»: Хозяин пригласил мастера покрасить лодку. Во время работы лодочник заметил дырку в днище, заделал её и закончил покраску, получил деньги и ушёл. А на другой день к нему примчался хозяин лодки. – «Вот вам деньги за починку, - сказан он и протянул кошелек с золотом». – «За что? - удивился мастер. - Я получил сполна!» - «Да, - подтвердил хозяин. - Но то были деньги за покраску лодки, а эти я плачу за ремонт». – «За такой пустяк? - изумился лодочник. - Это отняло у меня немного времени. Я и не думал просить деньги за такую мелочь...» - «Эта мелочь, как вы её называете, - ответил хозяин лодки, - спасла жизнь моим детям. Я позабыл о дыре, расплатился с вами и ушёл по делам. А дети тем временем взяли лодку и уплыли в море. Я был в отчаянии, думал, что они погибли! А когда дети благополучно вернулись, выяснилось, что их спасением мы обязаны вам».
«Обычно мы рады, когда нам уделяют внимание, с пониманием выслушивают нас и говорят нам что-то приятное, но нелегко радоваться, если вас кто-то обидел или не оправдал ваши ожидания. Не огорчайтесь – все это мелочи жизни. В жизни есть то, что, мы называем мелочью. Мелочь – это что-то незначительное, маленькое, ничего не стоящее. Чистя карманы детей перед стиркой, мы можем найти там множество вещичек: камешки, обертки от конфет, обломок старой игрушки. Скорее всего, мы даже не станем спрашивать, а просто выбросим это в мусор. С мелочами мы обычно легко расстаемся. Иногда от мелочей нам даже хочется поскорее избавиться, на них просто жалко тратить свое время, но есть в жизни важные мелочи. Этими мелочами наша жизнь не засоряется, а украшается. Маленький камешек на фоне черного платья женщины, казалось бы, какая-то мелочь, но именно он делает наряд привлекательным. Небольшая клубничка на верхушке торта делает его более аппетитным. Так и в отношениях между людьми есть мелочи, на которые не нужно много затрат, но как они важны, как украшают нашу жизнь. Возьмем, например, улыбку: можно прийти на работу, сухо бросить: «Добрый день», а потом закопаться в своих делах и время протянется как-то серо и буднично; но ведь можно сделать и по другому – зайти и освежить всех приятной улыбкой, скорее всего, люди на неё ответят взаимностью и день пройдет куда лучше. Бывают улыбки, которые невозможно забыть, которые сопровождают потом многие годы. А в трудные минуты улыбки приходят на помощь и словно говорят: «В жизни не все так плохо». Обычно, когда люди фотографируются, им говорят: «Улыбайтесь». Не подтверждает ли это желание запечатлеть улыбку глубочайшую потребность в ней. Как было бы хорошо, если бы мы чаще улыбались и не для кадра, а искренне, от души, чтобы зарядить кого-то доброй энергией и оставить светлый след в чьей-то памяти. Кто-то сказал об улыбке такие слова: «Она обогащает того, кто получает ее, но тот, кто ее подарил, ничего не теряет». Однако следует помнить, что вся ценность этих мелочей не в том, чтобы их создавать искусственно, но чтобы выражать в них свою любовь.
Поэтому каждая мелочь очень важна, и о ней обязательно нужно помнить, потому что «Бог настолько велик, что для Него нет мелочей»- /митрополит Антоний Сурожский/. Мелочи всегда будут, и их будет много, и они, безусловно, «канут в лету», но привычка молиться, всегда быть где-то рядом и в согласии с благодатью, обязательно останется. «Перелагай все житейские дела свои, — говорит св. Иоанн Златоуст, — частыми молитвами как бы связями брёвен и таким образом со всех сторон огради свою жизнь». Кроме того, в мелочах проявляется великое, проявляется человек, его внутреннее содержание, тот путь, по которому он идёт, тот выбор, который он делает. Мелочи? Конечно. Зависит ли наша жизнь от подобных мелочей? Нет. Наша жизнь и есть все эти мелочи! Они – воплощенная уверенность в себе (или, наоборот, неуверенность). А если уж есть уверенность, то будет и успех во всевозможных областях жизни – это и работа, и отношения, да и просто самоощущение. Как сказал великий Шерлок Холмс, «вообще-то, незначительные детали обычно важнее всего» - /Светлана Зверева/
Мы часто говорим о мелочах жизни, из которых и состоит в основном наша жизнь. Иногда эти мелочи играют самую главную роль в жизни человека. Мы не ценим их, мы не замечаем их. «Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи» - /Сократ/, «здесь каждая мелочь имеет значение, а между тем часто при жизни довольно трудно узнать, на какие именно мелочи следует обратить преимущественное внимание»- /П.В. Макалинский-криминалист/. Мы стремимся делать великие дела, полететь в космос, совершить подвиг, стать пастырем церкви, суперзвездой, знаменитостью. Но чаще всего, делая незаметное каждый день, но очень необходимое – это и есть подвиг. «Многие люди думают, - говорит архимадрит Иоанн Крестьянкин, - что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах». Про такие мелочи, говорят – пустяки! «Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, - говорит Дм.Лихачёв - учёный, - начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Перевел старушку через дорогу – пустяки, спас, чью то жизнь – пустяки. Вырастил детей – пустяки, помог сиротам – пустяки, закрыл открытый канализационный люк – пустяки, не дал пьяному сесть за руль – пустяки. А ведь за этими пустяками скрывается человеческая душа, любящее сердце, доброта, любовь. За этими пустяками скрывается иногда спасение жизни. Давайте совершать эти пустяки, добрые и необходимые! Пусть мелочи жизни помогают нам достичь благородных целей! Любви и добра вам! И тут, в мелочах, ты легко, незаметно и удобно для себя можешь сделать многое.
«Внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь»- /Микеланджело Буонарроти/
Источники: Библия. Юст Мюллер-Бон – немецкий писатель. Агата Кристи (1890—1976) — английская писательница, «королева, мастер королева детектива». Алексей Гомонов, священник храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Тайна пресуществления - Николай Погребняк В статье речь идёт о Церковных таинствах, в первую очередь, о таинстве пресуществления. Споры и разногласия между верующими разных деноминаций чаще всего происходят из-за того, что они не знают учение друг друга.
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.